Главная / О банке / СМИ о банке / Skillbox Media: Осторожно, госконтракт: техника безопасности при работе с «окрашенными» деньгами

logo_skillboxmedia

Skillbox Media: Осторожно, госконтракт: техника безопасности при работе с «окрашенными» деньгами

К чему нужно быть готовым предпринимателю, который вышел на госконтракт, и на каких ошибках чаще всего прогорают новички.

Многие начинающие предприниматели убеждены, что заполучить крупный госконтракт означает автоматически обеспечить безбедное существование и процветание своему стартапу. На деле этот путь может оказаться тернистым и губительным.

  • Что такое «окрашенные» деньги и как контролируют траты по госконтрактам?
  • Важные нюансы банковского сопровождения
  • Советы получателям банковских гарантий
  • О перспективах «окрашенных» контрактов
  • Масштабы рисков

«Техника безопасности» в работе с госконтрактами

О теме безопасности госконтрактов в последние дни активно заговорили после задержания менеджеров «Сбера», которых обвинили в многомиллионных хищениях. По версии некоторых экспертов, причиной таких обвинений вполне могли стать ошибки в использовании госсредств, выделяемых на внедрение цифровых инноваций. Между тем тендеры с «окрашенными» деньгами и в принципе госконтракты собирают огромное количество участников, при этом далеко не все понимают, какие риски они несут.

ЧТО ТАКОЕ «ОКРАШЕННЫЕ» ДЕНЬГИ И КАК КОНТРОЛИРУЮТ ТРАТЫ НА ГОСКОНТРАКТАХ

«Окрашенные» деньги — эффективный инструмент контроля за использованием госсредств и борьбы с коррупцией, который пока только начинают внедрять в России. В 2021 году в стране вступил в силу Федеральный закон «О цифровых финансовых активах», предусматривающий выпуск, учёт и обращение активов в цифровой форме — в частности, путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра (блокчейна). Блокчейн позволяет сохранять прозрачность процесса и возможность проведения независимого аудита смарт-контрактов и «окрашивать» деньги, то есть оснащать безналичные деньги специальными кодами, которые позволяют отслеживать, контролировать или ограничивать целевое использование средств. К примеру, выделенные на покупку медоборудования деньги нельзя потратить на премии чиновникам или на ремонт той же больницы. При таком подходе даже обоснованная с точки зрения исполнителя контракта трата может быть расценена как нецелевая. К слову, «Сбер» стал одним из первых разработчиков и пропагандистов технологии «окрашенных» денег в стране и продвигает эту тему на государственном уровне.

Однако и до появления в обороте таких понятий, как токены и блокчейн, у заказчика была и есть возможность контролировать целевое расходование средств в рамках контракта. Для этого в контракт включают условие о банковском сопровождении. Если госконтракт содержит условие о сопровождении, то поставщик обязан подписать договор на обслуживание этого документа с банком. Такой договор обязывает банк проводить мониторинг движения денег в рамках госконтракта на отдельном расчётном счёте, а также информировать заказчика о нецелевых тратах. По словам Сергея Ентца, председателя совета директоров АКБ «Держава» ПАО, банковское сопровождение контракта («меченые деньги») активно развивается, но пока ещё не очень широко распространено, хотя как продукт, несомненно, имеет потенциал развития.

Ентц уточняет, что пока банковское сопровождение применяется к небольшому числу контрактов — около 1–5% случаев, относительно заказов на сумму от 500 млн рублей. «Но это, безусловно, правильная практика. Она позволяет снизить риски и банку, выдающему гарантии (а стало быть, стоимость гарантии будет меньше), и госзаказчику — он сможет привлекать более широкий круг участников торгов, и самому исполнителю — он получит доступ к гарантиям по выгодной цене и возможность поучаствовать в большем числе конкурсов. Подобное отслеживание постепенно может распространиться и на более мелкие контракты», — уточняет он.

Механизм банковского сопровождения контракта реализуется максимально просто: деньги госзаказчика перечисляются на специально открытый банковский счёт, и задача банка — контролировать целевое использование средств. Ентц уточняет, что, как правило, сопровождением контракта занимается банк, выдавший гарантию его исполнения, но это условие не является обязательным. Будет ли необходимо банковское сопровождение, полностью зависит от заказчика, этот пункт прописывается в конкурсной документации. «Иногда по условиям контракта требуется открыть счёт не только непосредственному исполнителю, но и его контрагентам и субподрядчикам. Это может стать препятствием — не всякий поставщик или партнёр захочет открывать счета в новом банке. В таком случае часть расходов придётся нести за свой счёт», — предостерегает представитель банка. Бывает, что проще и дешевле заплатить за поставку, используя какой-то другой ресурс. «Например, если нужно купить мебель, скажем, у рекламного агентства, банк может негативно отреагировать на попытку использования таким образом средств госконтракта и просто не провести платёж. Если вы уверены в необходимости и целесообразности таких покупок, оплатите их из других средств, а по завершении контракта банк просто разблокирует те деньги, которые были выплачены вам на этом этапе», — советует он.

СОВЕТЫ ПОЛУЧАТЕЛЯМ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ

Алексей Скородумов, председатель правления АКБ «Держава» ПАО, сформулировал несколько важных советов для предпринимателей, которые впервые сталкиваются с необходимостью получения банковской гарантии для госконтракта.

Первый совет — обратиться к брокеру. Брокер — опытный участник рынка, знающий условия разных банков.

Второй совет — предпринимателю нужно критически посмотреть на свою отчётность, наличие судебных исков, проблем у топ-менеджеров. «При выдаче гарантий на сумму до 50–100 млн рублей решение принимается на основе скоринга, то есть оценивает потенциального клиента робот, он опирается на доступные базы данных и не будет разбираться с письменными объяснениями клиентов. Если в этих базах присутствует негатив, банку проще отказать, чем разбираться», — поясняет Скородумов.

Третий совет: не замахиваться сразу на максимальные объёмы, а постепенно зарабатывать репутацию. Для получения положительного решения банка важно, чтобы объём госконтракта был сопоставим с масштабами деятельности компании. «Не нужно браться сразу за крупный заказ, нужно показать, что есть опыт исполнения госконтрактов в выбранной области, и лишь потом наращивать объёмы. Если раньше строили дороги, а теперь решили взять контракт на поставку IT-оборудования, поменяйте хотя бы заранее код ОКВЭД», — поясняет Скородумов. По его словам, негативным сигналом для банка может послужить и то, что раньше компания исполняла контракты на десятки миллионов, а теперь пытается получить миллиарды.

О ПЕРСПЕКТИВАХ «ОКРАШЕННЫХ» КОНТРАКТОВ

О дальнейших перспективах внедрения «окрашенных» контрактов в последнее время много и часто говорят в правительстве. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в начале октября вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила о том , что экологические деньги в бюджетах регионов станут «окрашенными». Использовать эти деньги в иных целях, кроме как для ликвидации нанесённого природе вреда, станет невозможно, а соответствующие изменения уже внесены в закон. Мотивация государства в расширении спектра «окрашенных» госконтрактов проста и понятна. По приведённым Викторией Абрамченко данным, из 40 млрд рублей, которые государство распределило по регионам на ликвидацию экологического вреда, по назначению потратили лишь 2% суммы. Это означает, что уже в ближайшее время спектр «окрашенных» контрактов может заметно расшириться.

МАСШТАБЫ РИСКОВ

В России, где доля государственного участия в экономике за последние 20 лет только росла и сейчас приближается к 50%, с государственными деньгами так или иначе рискует встретиться чуть ли не каждый второй предприниматель. А вместе с этим растут и риски нарваться на неприятности. Только за прошлый год, по статистике Генпрокуратуры, за нарушения в госзакупках привлекли к ответственности 40 тысяч лиц. При этом понятно, что, связываясь с госзаказом, предприниматель рискует сильнее, так как в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств он может попасть как минимум в чёрный список контрагентов, а в худшем случае — на скамью подсудимых за хищение государственных средств.

«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ» В РАБОТЕ С ГОСКОНТРАКТАМИ

По словам Аяза Алиева, доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, вопросы у правоохранителей часто возникают, когда выполнение работ по документам происходит раньше, чем по факту. «Имеются различные риски как на стадии заключения госконтракта, в частности на уровне торгов, так и на стадии исполнения госконтрактов. Например, срыв сроков исполнения, невозможность выполнения объёма своими силами караются Уголовным кодексом», — дополняет Алиев. Он советует исполнителям избегать моментов, когда просят подписать документы, а потом выполнить услуги, а также ситуаций, когда происходит замена дорогих материалов более дешёвыми.

По мнению Анастасии Усковой, генерального директора платформы «Рокет Ворк» (rocketwork.ru), риски могут поджидать исполнителя госконтракта на всех этапах работы. «Непрозрачные закупки, коррупция, завышенная стоимость работ — это то, что может заинтересовать прокуратуру на этапе заключения договора, когда до основной работы ещё даже не дошло дело. В период непосредственной работы — срыв сроков. Ненадлежащее исполнение также может служить причиной для разбирательств, равно как и работа с третьими подрядчиками в рамках контракта, — с этим также нужно быть максимально аккуратным», — предостерегает Ускова.

 

Источник:Skillbox Media